История старорублёвского шоссе. Часть вторая

Посёлок Рублёво и Рублёвская станция водоподготовки. Часть вторая. Рублёвское шоссе

Рублёвское шоссе и лиственничная аллея на территории станции. Лиственницы и другие деревья с 1903 года сильно выросли. В советское время производилось планомерное озеленение. Для этого даже был создан одноимённый цех. Высаживались деревья, кустарники, создавались клумбы и цветники.

Панорама станции, слева направо проходит лиственничная аллея, т.е. Рублёвское шоссе. С ней под прямым углом соединяется аллея липовая, которая сейчас называется улицей Василия Ботылёва.

До прокладки Рублёвского шоссе посёлок Рублёво и город Москва не соединялась друг с другом напрямую, на этом месте рос густой лес, который относился к заповедному Серебряному бору. Лес простирался примерно до окраин сёл Крылатское и Черепково. Вот и при разведке места под будущую водоочистную станцию осенью 1900 года, пришлось руководителю строительства и будущему первому начальнику станции Ивану Михайловичу Бирюкову добираться сюда от станции Немчиново, а не от ближайшей станции Кунцево. Сейчас такое и представить сложно, а тогда начальник важнейшего строительства, не последний человек в Московском водопроводном хозяйстве, запросто поехал в незнакомую загородную местность. В одиночку, на поезде, а от станции взял извозчика.

Здесь, в этих лесах и полях, они вместе с кучером отмерили под территорию станции участок площадью в одну квадратную версту (1.138 квадратных км), после чего поехали обратно в Немчиново. Надо сказать, что И.М. Бирюков не забыл добропорядочности и участия того кучера, поэтому с началом строительства разыскал его и пригласил работать на станции.

На 1900-1903 гг. все участки будущей трассы не были застроены, их занимали луга, леса и болота, новая трасса была проложена длинными прямыми отрезками и имела всего 3 поворота. Где-то она идёт без изменений и сегодня, но в некоторых местах трасса претерпела изменения, о которых я сейчас расскажу.

Пересечений с другими магистралями было тоже три: с железными дорогами Белорусского (Брестского) и Киевского (Брянского) ходов, а также с Можайским шоссе. Старое Можайское шоссе в те времена проходило ломаной линией, чуть виляя относительно прямого, прочерченного по линейке, современного Кутузовского проспекта. В месте соединения Старого Можайского шоссе с шоссе Рублёвским до сих пор сохранился кусочек старой дороги, который так и называется: Староможайское шоссе, в него впадает старая трасса Рублёвки, которая сейчас называется в этом месте Славянским бульваром. Само пересечение находилось практически ровно напротив станции метро Славянский бульвар. Немного поодаль со стороны метро до сих пор сохраняется часть исторической трассы Рублёвки, которую каждый желающий может сходить посмотреть. Теперь это выглядит как пешеходная аллея со старым, много лет не ремонтировавшимся асфальтовым покрытием.

На этот случай у меня в архиве отыскался очень подходящий кадр:

Станция метро Славянский бульвар, ж/д Белорусского направления, дома по Можайскому шоссе (теперь это уже вошло в Кутузовский проспект).

Тут хорошо видно, откуда и куда примерно шла трасса шоссе и водовода. В левом углу кадра видна высотка МГУ на Воробьёвых горах, там же неподалёку располагается и Воробьёвский напорный резервуар, о котором я писал в прошлом посте. Оттуда и выходило Рублёвское шоссе, рядом с которым шла под землёй магистраль Москворецкого водопровода. Чистую воду в город несли трубопроводы диаметром 36 дюймов (91.5 см). Трубопровод и шоссе шли с Воробьёвых гор через болотистую местность, пересекали реку Сетунь, а потом проходили сквозь Волынскую рощу, выходя к Можайскому шоссе за домом-карандашницей. В 30-x годах Волынское присмотрел под свою ближнюю дачу Иосиф Сталин, поэтому территорию закрыли, а шоссе пустили в обход, по Староволынской улице (существует и сейчас), водовод, конечно, трогать не стали.

Рублёвский мост через р. Сетунь. Сейчас местность вокруг моста сильно заросла деревьями, поэтому такого ракурса уже не существует, ничего не видно. В очередной раз недоумеваю, как во времена Российской Империи было мало в московских пригородах деревьев и вообще растительности. Конечно, вырубка деревьев на стройматериалы и дрова была практически неконтролируемой. Но где же тогда весь кустарник? Предположительно "съеден" строительством. Мост давно используется только как пешеходный. Начало конца было положено примерно в тех же 60-х годах, когда была построена трасса Минской улицы, перерезавшая Рублёвское шоссе, но, что важнее, имевшая разноуровневый разъезд с Киевской железной дорогой. Примерно тогда же был сдан и путепровод через ж/д Белорусского направления, упомянутый выше. Новый автомобильный мост назвали Новорублёвским, а этот стал Старорублёвским. Автомобильное движение по этому участку Рублёвки продержалось примерно до 1983-84-го года, когда начавший ветшать после 70 с лишним лет, прошедшие без ремонтов, Старорублёвский мост закрыли для движения автотранспорта. Шоссе здесь окончательно стало тупиком...


Кстати, через ж/д пути Белорусского направления, идущие буквально в нескольких десятках метров севернее, Рублёвское шоссе изначально проходило простым переездом - большого движения-то здесь и не предполагалось, путепровод строить не стали, по крайней мере, сразу. Так продолжалось до начала 1960-х годов. С реконструкцией магистралей и ростом территории города был проложен новый участок с путепроводом, который проходит над путями железной дороги, и далее снова сливается с первоначальной трассой. Прямо как русло реки меняется и образует остров и старицу. Выходит эта "речка" примерно к нынешней станции метро Кунцевская. Теперь и этот участок называется Старорублёвским шоссе. В общем, всё старое - это новое, которое заменили чем-то поновее. А съезд на Рублёвку с Можайского шоссе перенесли ещё дальше, объединив с Аминьевским шоссе. Вот такая краеведческая заковырка. Путешествуют не только люди по дорогам, путешествуют и сами дороги...

А теперь самое вкусное. Мало кто знает, но сохранился и дошёл до нас старинный железобетонный мост Рублёвского шоссе, построенный в 1912 году. Назывался он, что логично, Рублёвским. Видимо, этому капитальному мосту предшествовал деревянный, что в те времена было совершенно нормальной практикой. Существовали в большом количестве даже железнодорожные 

Участок Рублёвского шоссе от Воробьёвского резервуара до моста вообще довольно тяжело угадывается среди изменившегося ландшафта. Если не знать, что ищешь, то и не подумаешь никогда, что регулярная советская планировка Воробьёвых гор, Университетского проспекта и Университетской площади имеют дореволюционную основу. Кажется, что всё это сделано с нуля, ан нет! Университетский проспект явлется ни чем иным, как Рублёвской трассой, только видоизменённой и расширенной. Дальше старинная магистраль продолжается уже под следующим названием: улица Улофа Пальме. Топонимика совершенно не указывает, как видим. Сегодня ул. Улофа Пальме - небольшая и узкая улочка, застроенная жилыми домами. Она приходит к природному заказнику долине реки Сетунь.

 

Посёлок Рублёво и Рублёвская станция водоподготовки. Часть первая, вводная

  • Текст и фото Алексей Степанов 
  • http://steal86.livejournal.com
  • http://photo-hq.ru/

Москва, Рублёво-Успенское ш., 201

info@rublevka24.ru


Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!