Коллекции юсуповского фарфора

Интерес к фарфору у князя Николая Борисовича Юсупова возник задолго до основания собственного производства. Более восьми лет (1792 – 1800) он был директором Императорского фарфорового завода. Князь также приобрел для усадебной библиотеки пособие по изготовлению и росписи фарфора, изданное во Франции.

Свое фарфоровое заведение Николай Борисович Юсупов начал с организации небольшой мастерской, которую в 1814 году разместил в одном из флигелей московского дома в Большом Харитоньевском переулке, а в 1818 году, уже в расширенном составе мастеров, перевел в усадьбу Архангельское. Одаренные дворовые люди князя проходили специальную подготовку в собственной художественной школе, где преподавали приглашенные художники – профессионалы. Обучение было достаточно высокого уровня, благодаря чему вкус молодых художников воспитывался на лучших образцах классического искусства. Производственный процесс на заводе Юсупова ограничивался созданием росписей на уже готовых формах. Формы (так называемое «белье») приобретались у владельцев лучших фарфоровых заводов России – Попова, Гарднера, Батенина, привозились из Франции. Фарфор расписывали по сюжетам античной мифологии, по гравюрам или популярным эстампам, по небольшим жанровым картинам голландских, английских, фламандских и французских художников XVII – начала XIX века. Копировали венские тарелки «с баталиями» (с батальными сценами). Один из любимых мастерами мотивов – широкий цветочный бордюр на чашках и венок по борту тарелок.

С января 1822 года фарфоровое заведение возглавил приглашенный князем французский живописец Севрской мануфактуры Август-Филипп Ламбер, став главным художником живописной мастерской и преподавателем. Увеличилось количество живописцев и учеников, была расширена тематика росписей, совершенствовалась технологическая сторона процесса росписи. В 1823 году в мастерской работало 26 человек, среди которых 10 девушек и 16 юношей. К 1825 году количество учеников составляло 40 человек. Производство было нацелено на создание изящных по декору драгоценных произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих особую художественную ценность. Декорированный копиями графических и живописных произведений фарфор становился частью художественной коллекции Юсупова.

Чашка с блюдцем с монограммой императрицы Марии Федоровны,с изображением двуглавого орла на блюдце. 1826 г. ГМЗ «Павловск»
Чашка с блюдцем с монограммой императрицы Марии Федоровны,с изображением двуглавого орла на блюдце. 1826 г. ГМЗ «Павловск»

Одной из самых популярных тем в коллекции Юсупова была серия тарелок под общим названием «Розы». Серия создавалась на протяжении четырех лет с использованием таблиц трехтомного ботанического атласа «Розы» известного французского ботаника и художника Пьера-Жозефа Редуте. Точнее сказать, в 1824-1826 гг. была создана серия тарелок, а в 1826-1827 гг. часть тарелок серии была повторена не только с указанием названия цветка на зеркале тарелки, но и с указанием номера тома и листа с гравюрой на обороте. Три тома атласа «Розы» П.-Ж.Редуте (P.-J.Redouté. Les Roses. Paris, 1817-1824, т. 1-3) хранились в усадебной библиотеке Н.Б.Юсупова в Архангельском. Они были доступны для художников живописного заведения. Скорее всего, для росписи тарелок были использованы все 169 таблиц атласа. Местонахождение атласа, принадлежащего Н.Б.Юсупову, в настоящее время неизвестно.

Большая часть тарелок серии хранилась в собрании князей Юсуповых в московском доме. В середине второй половины XIX в. тарелки серии «Розы» были перевезены в Петербург и хранились в Юсуповском дворце на Мойке. В 1910-е гг. они украшали интерьер столовой на половине молодой четы, Феликса и Ирины Юсуповых, во дворце на Мойке. В 1925 г. часть из них была передана в Эрмитаж, часть продана на аукционе. Известно, что в начале 1919 г. 50 тарелок с розами находились у Агафона Карловича Фаберже. Согласно документу от 9 апреля 1919 г., составленному на бланке Петроградского управления уголовного розыска, Управление главного розыска Петрограда предложило Эрмитажу «опечатанные тарелки Архангельского завода, как принятые 31 марта с.г. на хранение от А.К.Фаберже, с его числа принять в полную собственность «Эрмитажа», так как… приобретены Фаберже нелегальным способом». Известно, что в первом квартале 1919 г. часть тарелок с розами была похищена из Юсуповского дворца и продавалась на нелегальном антикварном аукционе в Петрограде.

Чашка с портретом Т. Б. Потемкиной. 1831 г. ГМК и «Усадьба XVIII в. Кусково»
Чашка с портретом Т. Б. Потемкиной. 1831 г. ГМК и «Усадьба XVIII в. Кусково»

В настоящее время в музейных собраниях России найдено 82 тарелки из серии «Розы»: в Государственном Русском музее – 49, в Государственном музее усадьбы Архангельское – 12, в Государственном Эрмитаже – 7, в Государственном музее-заповеднике «Павловск» - 7. Тарелки из этой серии представлены также в частных собраниях России (7), Германии (1) и США (7). В сентябре 2007 г. на аукционе Sotheby’s были выставлены 6 тарелок из собрания Вишневской-Растроповича (ныне – собрание А.Усманова). Три тарелки в настоящее время являются собственностью шведского антикварного дома Bukowski’s в Хельсинки. Всего в настоящее время известно 125 тарелок.

Юсуповский фарфор выделяется среди общей массы фарфоровых изделий русских фарфоровых заводов. Ему присущи характерные особенности стиля росписи и декора, орнаментов и мотивов.

Фарфоровое заведение князя Юсупова работало в Подмосковном имении Юсуповых в Архангельском с 1818 (возможно, с 1814) по 1831 г. В Архангельском изготавливались чашки, тарелки и небольшие сервизы. На них изображались виды городов, портреты, гербы. Стиль и характер декора фарфоровой посуды определялись владельцем фарфорового заведения князем Н.Б.Юсуповым (1750-1831), известный коллекционер и знаток изящного. Посуда из юсуповского фарфора декорировалась в лучших традициях классицизма конца XVIII - первой трети XIX века. Развитию интереса князя Юсупова к фарфору способствовало его знакомство с художественными производствами Европы, с Венской и Севрской фарфоровыми мануфактурами. С 1792 по 1802 г. князь Юсупов управлял Императорским фарфоровым и стекольным заводом.

В 1814-1816 гг.в одном из флигелей московского дома Н.Б.Юсупова были установлены одна - две муфельные печи и устроена живописная мастерская. В ней работали крепостные художники Иван Новиков, Федор Сотников, Иван Колесников (1790/1794-1823), Егор Шебанин, Федор Ткаченков (Ткачев), получившие образование у профессиональных живописцев. Они копировали в масле произведения западноевропейских мастеров, писали собственные произведения, иллюстрировали книги из княжеской библиотеки, занимались реставрацией живописных полотен. В фарфоровом заведении Юсупова работали крепостные и вольные мастера, обучались крепостные мальчики и девочки по профессии художник по фарфору. В архиве Юсупова встречаются счета на покупку фарфоровых изделий мануфактуры Наста, Даготи, Дила и Герара.

Сервиз тет-а-тет детский великого князя Александра Николаевича. 1824 Г.
Сервиз тет-а-тет детский великого князя Александра Николаевича. 1824 Г.

1818-1821. Ранний ученический период

В эти годы фарфоровое заведение было художественной мастерской по росписи фарфора. В пристройке к парковому флигелю Каприз были устроены муфельные печи. Живописная школа Юсупова в Архангельском была создана исключительно для подготовки художников по декору фарфоровой посуды для фарфорового заведения Н.Б.Юсупова. Учеников было от 4 до 11 человек. Работами в мастерской в 1818-1820 гг. руководил Иван Тимофеевич Колесников, занимавшийся росписью фарфора и преподававший в живописной школе. Процесс обучения был основан на копировании классических образцов.

Выпускавшийся в тот период фарфор отличался наибольшей самобытностью и уникальностью.  Живописцы работали по привозному готовому белью ИФЗ, заводов Гарднера, Попова, Долгорукого – наносили роспись на предметы чайно-столовых сервизов, отдельные чайные пары, чайные чашки, аппетитные чашки, чернильницы, пасхальные яйца. Живописцы расписывали готовые подглазурно маркированные формы чайной мейсенской посуды, столовую посуду из Франции, тарелки, небольшие сервизы для завтрака и десертные сервизы Севрской мануфактуры и частных заводов Парижа. Художники копировали фарфор Венской и Севрской мануфактуры, привнося в рисунок свои детали.

Одни из наиболее любимых мотивов росписи тех лет – цветы, венки, букеты. При отделке юсуповского фарфора часто использовалось цветное крытье. В оформлении тарелок раннего периода использовалось желтое крытье как насыщенного желтого, так и лимонного оттенка. Предметы расписывали также пейзажами в овальных резервах.

 

Чашка с миниатюрой по картине Л. М. Бонне «Голова вакханки» и блюдце. 1820 г.
Чашка с миниатюрой по картине Л. М. Бонне «Голова вакханки» и блюдце. 1820 г.

Один из любимых мастерами мотивов – широкий цветочный бордюр на чашках и венок по борту тарелок. Характерный набор цветов – анютины глазки (фиалки), астры темно-голубого или лилового цвета с желтой сердцевиной. с обязательными красно-оранжевым маком, розовой розой, белой маргариткой, цветной ромашкой или астрой, желтым маком, незабудками или вьюнками и снова розой. На тарелке раппорт повторялся вновь, на чашках он обычно умещался в один раз, иногда в урезанном виде. Часто в бордюр включались сдвоенные цветы: по две розы, две фиалки и т.д.

Фарфор расписывали и по сюжетам античной мифологии по гравюрам или популярным эстампам, и по небольшим жанровым картина голландских, английских, фламандских и французских художников XVII – начала XIX века. Копировали венские тарелки «с баталиями» (с батальными сценами).

Большая часть расписанной в Архангельском посуды отправлялась в московский дом в буфетную Его Сиятельства, однако живописцам разрешалось работать на себя (писать и продавать фарфор) по субботам и воскресеньям. В ранний период работы какая-то часть юсуповского фарфора уже продавалась. В месяц ученики расписывали от 48 до 60 тарелок. Наиболее одаренные из учеников  - Павел Прелов, Петр и Григорий Новиковы, Павел Лебедев и Петр Котляров - обучались в 1820 году рисованию у Ж.-Ф.-Ж. Свебаха, ведущего художника ИФЗ.

С августа 1820 г. до начала 1822 года работами в мастерской руководил Иван Горбунов. В 1819-1820 гг. в мастерской было от 9 до 16 учеников.

Чашка с портретом Н. Б. Юсупова и поддон. 1827 г. ГМК и «Усадьба XVIII в. Кусково»
Чашка с портретом Н. Б. Юсупова и поддон. 1827 г. ГМК и «Усадьба XVIII в. Кусково»

1822-1831. Расцвет фарфорового заведения. Ламберовский период.

С января 1822 года фарфоровое заведение возглавил приглашенный князем французский живописец Севрской мануфактуры Август-Филипп Ламбер (?-1835). Ламбер стал главным художником живописной мастерской и преподавателем. Была построена новая муфельная, заказана установка еще 8 муфелей, увеличилось количество живописцев и учеников, была расширена тематика росписей, совершенствовалась технологическая сторона процесса росписи. С 1823 года юсуповский фарфор начали маркировать: красной краской или золотом надглазурно ставился год, а на наиболее значительных и подарочных предметах ставилась надпись «Архангельское» или «Archangelski».

В 1823 году в мастерской работало 26 человек, среди которых 10 девушек и 16 юношей. К 1825 году количество учеников составляло 40 человек. Производство было нацелено на создание изящных по декору драгоценных произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих особую художественную ценность. Декорированный копиями графических и живописных произведений фарфор становился частью художественной коллекции Юсупова.

 

Сервиз «Аракчеевский» чайный на две персоны. 1823 г. Музей-усадьба «Архангельское»
Сервиз «Аракчеевский» чайный на две персоны. 1823 г. Музей-усадьба «Архангельское»

Ламбер сам расписывал фарфор и руководил мастерской. Ведущими мастерами предприятия были Федор Сотников, Иван Горбунов, Григорий и Петр Новиков, Алексей Артемьев, Павел Лебедев, Василий Стрижаков, Никита Куваев.

В 1827 году было построено здание завода Юсупова-Ламберта, из 37 художников и учеников 16 переходили в ведение Ламберта, остальные оставались в ведении Н.Б.Юсупова. Новое предприятие было сдано в аренду А.-Ф.Ламберу. Мастерская и завод работали, по всей вероятности, на заказ. Фарфор продавался в московской и петербургских лавках товаров Купавинской шелкоткацкой фабрики князя Юсупова.

В ламберовский период заметно улучшилось художественное и техническое качество росписи, был расширен ассортимент и сложность орнаментальных мотивов, заметно повысилась техника исполнения. В изделиях второй половины 1820-х годов проявляется артистизм живописцев, копировавших картины и гравюры на фарфоре. Особое значение придавалось изысканному золоченому декору, превращавшему фарфор в драгоценность. Использовался прием французских декораторов фарфора, заключавшийся в оттенении коричневой или пурпурно-красной линией золотого орнамента. 

С 1823 года предметы сервизов для завтрака расписывались сплошной панорамной росписью, основания, ручки и сливы покрывались позолотой, часто с цировкой.

С 1823 по 1831 год были созданы самые  известные произведения юсуповского фарфорового заведения – Аракчеевский сервиз (1823) и серия тарелок (1827 на белье Севрского завода) с видами села Грузина. Наиболее известные и широко представленные в музейных и частных коллекциях комплекты тарелок «Розы» были расписаны с 1824 по 1827 г. В 1824-1826 гг. были созданы многочисленные подарочные чайные пары, в 1825 – 1831 гг. создавались сервизы на 1-2 персоны, дежене в дар для вдовствующей императрице Марии Федоровне, ее внукам Александру Николаевичу и Марии Николаевне, императору Николаю I.

Сервиз кофейный têt-a-têt с монограммой «Н I» под императорской короной. 1826 г. Поднос с видом Кремля. 1818 г. Гос. Эрмитаж
Сервиз кофейный têt-a-têt с монограммой «Н I» под императорской короной. 1826 г. Поднос с видом Кремля. 1818 г. Гос. Эрмитаж

Мотивы орнаментального декора юсуповского фарфора черпались из классического искусства: вариации цветка и лепестков лотоса, листьев лавра, пальметт, завитков и листьев аканта, вертикальной штриховки, широких и узких параллельных линий, концентрических кругов, розетт и трилистников. Орнамент и структура декора юсуповского фарфора гармонично подчеркивают форму изделия, живописный декор тщательно выверен и пропорционален. Юсуповскому фарфору свойственна подчеркнутость цокольной части, особенно у чайников, сахарниц и молочников, - обычно при помощи орнаментировки вытянутыми овами или подобием аркатурного пояса. Еще один отличительный признак юсуповского фарфора  - тщательная декорировка деталей и поверхностей, невидимых глазу постороннего. Характерный элемент отделки – заполненность зеркала у блюдец, например, розеткой, небольшим букетиком, надписи или одним или несколькими концентрическими кругами.

В ламберовский период предпочтение отдавалось классическим овоидным формам для чайно-кофейной посуды, а также цилиндрической форме чашек. В 1824-1826 гг. использовали крытье светло-фисташкового цвета, а также сиреневато-розового и голубовато-серого цвета. В 1825-1826 гг. в декоре дежене и ваз использовали крытье шоколадного темно-зеленого цвета. С 1829 г. применяли палевое сливочно-охристое крытье. Резервы на предметах выполнялись в форме прямоугольника, круга или овала, иногда в виде овала в прямоугольнике. Восьмиугольные или шестигранные рамки не использовались.

 

1831-1839. Время работы фаянсовой фабрики

С 1818 по 1831 в живописной мастерской было воспитано 70 молодых художников. После кончины князя в 1831 г. живописное заведение было ликвидировано как недоходное. До 1839 года предприятие выпускало фаянсовую посуду.

 

 

 

 

Коллекции юсуповского фарфора

В музеях и частных собраниях изделия фарфорового заведения Юсупова  встречается значительно реже фарфора других фарфоровых заводов России. Еще в начале XX века знатоки антикварного рынка отмечали, «что особенно интересны для собирателей изделия завода кн. Н.Б.Юсупова, в продаже почти совсем не встречающиеся».

Наиболее крупные коллекции юсуповского фарфора хранятся в ГИМ, ГРМ, ГЭ, ГМК «Кусково», ГМЗ «Павловск», самое крупное собрание юсуповского фарфора находится в  ГМУ «Архангельское».

Источники:

Юсуповский фарфор. Изделия фарфорового заведения князя Н.Б.Юсупова в Архангельском. К 190-летию предприятия. Автор статьи и составитель каталога Н.Л.Бережная. Москва. Пинакотека. 2009


Москва, Рублёво-Успенское ш., 201

info@rublevka24.ru


Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!