· 

Новые стандарты образования

1 сентября — всегда старт в новую жизнь для первоклашек и тех, кому предстоит поступать в вузы. Но в этом году — еще и для дошколят и детей с ограниченными возможностями здоровья, так как начинает действовать ФГОС инклюзивного образования. Это серьезная проблема и для школ, и для учителей, и для родителей. В новом учебном году российское образование на пике перемен. Чего ожидать от Ольги Васильевой и каким будет новый курс министерства образования?

За последние годы в России были закрыты около 300 специальных школ для детей с ОВЗ. Два года назад президент Владимир Путин обратил внимание министра образования Дмитрия Ливанова на это обстоятельство и в декабре 2014 года было принято решение о введении инклюзивного обучения, ставшего нормой во всем цивилизованном мире. Но, как говорят директора школ, все было бы просто, если бы дело касалось только пандусов, лифтов и туалетов для детей-колясочников. Совместное обучение обычных школьников и детей с ОВЗ требует от педагогов изменения методик. Для таких учеников необходимо специально оборудованное место в классе и, в частности, наличие специальной техники. Например, для слабослышащих детей разработана компьютерная программа «Видимая речь», но она требует, чтобы учитель говорил медленнее и более четко. Директора говорят, что школа вполне может подготовиться к тому, что придут дети с ОВЗ. Такой опыт в некоторых школах уже имеется, но просят, чтобы родители при записи ребенка в школу сообщали о его особенностях. Многие родители считают это делом семьи и скрывают, например, что у ребенка есть синдром задержки развития или какие-то другие отклонения. Пока же неизвестно, ни сколько детей с ОВЗ придут в обычные школы 1 сентября, ни сколько педагогов прошли обучение, чтобы работать с ними. Ясно, что школа сталкивается с вызовом, к которому она, похоже, не готова. Об этом говорят и сами директора школ, да и родители обычных детей к инициативе относятся без восторга. 

  • В декабре 2016 года начинается переход детских садов на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, который станет первым уровнем образования общего.
  • Продолжится введение электронных дневников и электронных журналов. Во многих школах они уже давно есть и дают возможность родителям контролировать успеваемость детей и посещение школы. Недавнюю информацию о разработке сервиса «Дневник.ру» надо понимать как дополнение для тех регионов, где не развит широкополосный интернет и люди выходят в Сеть с мобильных устройств. Что касается электронных учебников, в Министерстве утверждают, что «все учебники, включенные в федеральный перечень, представлены как в печатной, так и в электронной форме». Какую выбирать — это решают учитель и школа. В 2017 году, говорят в Минобрнауки, будет составлен новый федеральный перечень учебников. Директора школ отмечают, что сейчас на сайте школы ученик может найти все необходимые ему материалы. А также учительские программы по всем предметам. Сейчас в каждой школе составляются свои учебные программы с учетом многих факторов, в том числе и контингента детей, особенностей города или села и квалификации учителя, а на сайте Минобрнауки вывешены примерные программы, которые учителя могут взять за образец.
  • Предложение сделать обязательный ЕГЭ по физике, химии, биологии и некоторым другим предметам, как говорят эксперты, относится к области фантазий и полностью дискредитирует идею единого экзамена.
  • Новый министр образования и науки пообещала, что уже в сентябре школы получат новый учебник истории с разъясняющей методичкой. Однако методичка — не учебник. Она — для учителей. А что будет написано в учебниках? Как дети будут изучать историю родной страны с неясным статусом Киевской Руси, двоякими оценками Ивана Грозного и Петра I? И как потом будут сдавать ЕГЭ по истории?
  • Предмет «Основы православной культуры» в 5-11-х классах в этом году вводиться не будет. Проект этого стандарта получил отрицательную оценку экспертного совета, в который входили сотрудники Российской академии образования и Московского городского педагогического университета.
  • Единого списка литературных произведений для школьников, который широко обсуждали, тоже пока нет. По мнению экспертов, и это вопрос спорный. Потому что читать в 5-м классе одновременно и «Железный поток» Серафимовича, и «Белую гвардию» Булгакова, как предлагается в некоторых школах, довольно странно, учитывая, что в обществе нет четкого понимания событий Гражданской войны в России.

Похоже, мы так далеко зашли в политизации школьных предметов, что зона спорных вопросов только разрастается. К счастью, есть точные науки, над которыми текущая конъюнктура не властна.

 

По материалам Александра Трушина для kommersant.ru

Москва, Рублёво-Успенское ш., 201


info@rublevka24.ru


Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!