Юрий Гагарин – безупречный символ всего человечества. 12 апреля 1961 г. корабль-спутник «Восток», пилотируемый майором Гагариным, был выведен на орбиту. Приземлившись через 108 минут, он сразу же стал Гражданином мира. Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза, а день первого полета человека в космос был объявлен праздником – Днем космонавтики.
Снова на земле
Орбита корабля оказалась, как говорили специалисты, нерасчетной — апогей получился выше заданного, из-за чего Гагарин приземлился не в том месте, где его ждали, а в саратовской степи, чуть было не угодив в Волгу. На вспаханном поле увидел женщину с девочкой, держащей пятнистого теленка. Пошел им навстречу – в ярко-оранжевом скафандре, в шлеме, большеголовый и сутулый, словно медведь, вставший на задние лапы... Женщина и девочка застыли как вкопанные... Тогда Гагарин, скинув гермошлем, закричал: «Я свой, товарищи, свой!»
Подоспевшие трактористы с полевого стана закричали: «Так это ты сейчас над Африкой включаешь тормозную двигательную установку? Только что по радио передали...» Гагарин, хоть и очень спешил к телефону, успел поинтересоваться у колхозников: «А вы уже сеете?».
За те 108 минут, что Гагарин провел на орбите, ему успели присвоить звание майора — досрочно, через ступень. Родным он говорил: «Очень жалею, что не походил капитаном, — самое красивое звание».
Гагарин о себе
«Больше всего я сейчас ощущаю нехватку знаний, свою слабую начитанность, недостаточную информированность. Нужны знания! Необходимо учиться! И опять читать! Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет, – писал гениальный старец Леонардо да Винчи, – а ум человеческий, не находя себе применения, чахнет. Запомни: чахнет! Нужна работа ума: ежеминутная, каждодневная, всевозрастающая, нужно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других, как учил великий француз Монтень.»
О своей жизни
«Что еще о себе? Живу, как все. Растут у меня хорошие дочери… Вечерами мы с женой возимся с ними, играем. Не скрою, много «хлопот» приносят депутатские обязанности. Частенько приходится садиться за телефон или ехать в ту или иную организацию, чтобы решать различные вопросы. А на столе не уменьшается пачка писем, на каждое из которых надо ответить. Пусть не сетуют на меня те, кто не получил ответа вовремя. У человека всего две руки и ограниченное время. Приходится всем этим заниматься ночами. А днем – занятия, тренировки, полеты».
Из письма жене перед стартом
Гарин написал письмо и спрятал в своих вещах, которое говорит о том, что он все-таки боялся, хоть и мог заснуть в ночь перед стартом, в отличие от многих: «Но бывают вещи, что и на ровном месте человек падает, и если что случится… вырасти, пожалуйста, дочек не белоручками… настоящими людьми… Что-то уж слишком странное письмо, мне чуть стыдно за эту минутную слабость…»
Шрам Гагарина
Знаменитый шрам над левой бровью появился после того, как Юрий неудачно выпрыгнул со второго этажа в санатории «Форос» из комнаты, где он был с медсестрой Аней, когда в дверь постучали... Космонавт зацепился за виноградную лозу, ударился о цементный бордюр на земле и пробил надбровную кость. Когда он вновь появился на публике со шрамом на лице, официальное объяснение было таким: держал на руках дочку, споткнулся, упал... Впрочем, почти вся Москва знала истинную причину и сочувствовала Юрию.
Гагарин и любовь
Из письма к жене : «Говорят, с милой рай и в шалаше. Я верю в это. Сейчас я живу ожиданием твоего приезда. Жду с большим нетерпением. Знаю, если бы я сказал тебе: брось учебу и приезжай, ты бы приехала. И я был бы счастлив, но не долго. Ты должна иметь профессию. Работа, дети, сделают твою жизнь интересной, наполненной…»
« Разорвал отношения с товарищем, пришедшим посоветоваться, что ему делать в ситуации, когда от него забеременели, а жениться на всякой он не хочет».
Отвечая на вопросы шведского журналиста «Что бы вы почувствовали, если бы вас поцеловала София Лорен?», ответил: «То же самое, что и вы, если она, конечно, поцелует».
«Любовь с первого взгляда – это прекрасно, но еще прекраснее любовь до последнего взгляда. А для такой любви мало одного сердечного влечения. Давай действовать по пословице: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»… Все мне нравилось в ней: и характер, и небольшой рост, и полные света карие глаза, и косы, и маленький, чуть припудренный веснушками нос… Многое связывало нас с Валей. И любовь к книгам, и страсть к конькам, и увлечение театром».