Интервью с режиссером кинокомпании «Путь к катарсису» Романом Отырба

Роман Отырба

– Расскажите, чем Вы занимались прежде и что подтолкнуло снимать кино?

 

– В 1997-ом году, окончив школу, я совершенно не понимал, чем хочу заниматься в жизни. Помню, единственное, что меня в то время по-настоящему увлекало – это спорт. Но, по меркам профессионального спорта, я был уже глубокий старик и эта идея была сразу отброшена на семейном совете по поводу моего будущего. Помню, что решилось всё очень быстро. Мама посоветовала мне рассмотреть профессию юриста, а недалеко от дома, где мы на тот момент жили, располагался очень хороший университет - МПГУ имени Ленина, куда я и поступил на юридический факультет. Проучившись там полгода, я понял однозначно, что юристом я точно не хочу быть и никогда не буду, даже если это будет грозить мне немедленным расстрелом. Я продолжал отбывать номер на юридическом факультете, а параллельно пытался осознать себя.

 

 Что же я на самом деле люблю? Чем хочу заниматься в жизни? И вот тут, честно говоря в моей памяти наступает некий пробел, и я откровенно не могу вспомнить, что конкретно меня подтолкнуло к решению поступать в театральный институт. В моей семье никто не был связан с искусством, а сам я поменял множество спортивных секций, но никогда не имел тяги ни к каким художественным кружкам, поэтому выбор в сторону театрального института для меня до сих пор остаётся загадкой. Могу лишь предположить следующее: Я всегда был киноманом и видимо в какой-то момент начал представлять себя по ту сторону экрана (о режиссуре я тогда вообще не задумывался). Подозреваю, что решение это вытекало из тщеславия, которое так часто присуще молодости, а банальная и сознательная мотивировка “так интересно прожить множество разных жизней” послужила замечательным оправданием для моего эго, и я начал готовиться к поступлению в театральные ВУЗы на актёрский факультет.

"Собачий день" Роман Отырба

 Поступить мне удалось лишь на второй год. Должен был попасть в школу-студию МХАТ, но в последний момент там не сложилось, и я оказался в Институте Современного Искусства (ИСИ) на курсе замечательного мастера Евгения Вениаминовича Радомысленского. Я был, конечно, очень расстроен, что не попал во МХАТ, но лишь спустя годы я осознал насколько мне повезло, что всё сложилось именно так, как сложилось. Ибо я не верю в случайности. В ИСИ я обрёл наставничество удивительного человека и выдающегося, на мой взгляд, режиссёра и педагога Игоря Львовича Афончикова, который собственно влюбил меня в режиссуру и помог осознать свои истинные желания. Именно ему я обязан тем, что нашёл ту деятельность, которой хочу заниматься и которая доставляет мне радость бытия. Конечно, это был долгий процесс, но всё же встреча и наставничество Игоря Львовича для меня ключевой момент в жизни, или говоря языком режиссёра – определяющее событие. Далее я закончил ИСИ, два года отслужил в театре, уволился и пошёл работать на ТВ, наивно полагая, что это как-то приблизит меня к киноиндустрии. Порядка 6-и лет я отработал на различных студиях, делая документальные и развлекательные программы для федеральных каналов, но это ни на миллиметр не приблизило меня к киноиндустрии. И тогда я решил, что ждать бесполезно. Написал с другом сценарий, собрал команду, и мы начали снимать кино на свои деньги.

Роман Отырба

– С чего начался замысел снять фильм "Собачий день"? Вы отталкивались от реальной истории?

 

–  История абсолютно вымышленная. Идея принадлежит нашему продюсеру Оксане Аксамирской. В тот период мы были в поиске идеи для нашей следующей картины. Вариантов было немного, но одной из идей я был сильно захвачен, и мы находились на грани того, чтобы запустить её в производство. Но, в один из вечеров мы (Оксана, я и мой учитель Игорь Афончиков) сидели в кафе и Оксана рассказала идею “Собачьего дня”. Моему учителю эта история понравилась гораздо больше, чем та, которая на тот момент была в разработке, и он посоветовал запустить в производство именно “Собачий день”. Помню, своё удивление, как легко новая история перекрыла те образы, которые уже жили во мне и достаточно быстро были вытеснены новыми образами, сценами, характерами, атмосферой из будущего “Собачьего дня”. Мы решили, что будем снимать именно “Собачий день” и преступили к совместному написанию сценария. Как я упомянул выше, история вымышленная, но уже после написания сценария, в процессе подбора актёров мы узнали, что будущий исполнитель главной роли - Никита Человечков, несколько лет назад был в схожей ситуации.

"Собачий день" Роман Отырба

– Как реагируете на оценки критиков. Важны ли они для Вас?

 

– Единственный объективный критик, к которому я очень серьёзно отношусь и прислушиваюсь – это зритель. Ибо кино мы снимаем именно для людей и для нас важны ощущения и чувства зрителей, которые смотрят наши картины. Конечно, я всегда с интересом прислушиваюсь к мнению и ощущениям людей, которые находятся внутри киноиндустрии, но всё же для меня зритель – это самый верный и чуткий кино-барометр.

Роман Отырба

– Вы ожидали, что короткометражный х/ф "ПОКОЛЕНИЕ" победит в номинации "Фильм" на VI фестивале коротких фильмов "ШОРТЫ"?

 

– Конечно, призы – это дело приятное, но мы ехали на этот замечательный фестиваль прежде всего, чтобы в живую пообщаться со зрителями и собратьями по цеху, что с успехом и осуществили. И конечно, будучи в Туле, для нас было бы кощунством не посетить “Ясную поляну”, место силы для почитателей гения Льва Николаевича Толстого, моего любимейшего писателя и философа. А факт победы нашей картины – это, как говорится, вишенка на торт.

 

– Каким будет ваш следующий творческий проект?

 

– В данный момент мы параллельно разрабатываем три сценария. Первый – это короткий метр с рабочим названием “Дерево детства”. История о трёх, некогда очень близких, школьных друзьях, которые были вынуждены расстаться. Постепенно житейские проблемы и быт задавил в их душах нечто очень важное. То, что они сами пока не могли осознать, до тех пор, пока волею случая, спустя двадцать пять лет они не встретились на юбилее школы.

Второй сценарий с рабочим названием “За финишной чертой” – это полнометражная картина в жанре спортивной драмы, состоящая из двух новелл: в одной рассказывается история жизни профессионального тренера по лёгкой атлетике (бегуна на средние дистанции), а во второй – совместная история тренера и его лучшего ученика. Оба сценария практически завершены и мы вступили в стадию поиска финансирования для запуска картин. О третьем сценарии, пока что, повременим говорить.Таковы наши ближайшие планы, а в какой последовательности будут реализованы эти истории сейчас сказать трудно. Как говорится: “Хочешь рассмешить Бога – расскажи свои планы”.

Роман Отырба

– Можно ли предугадать популярность фильма?

 

– Для того чтобы корректно ответить на этот вопрос, для начала надо уточнить о какой популярности идёт речь. Если мы говорим о кассовых сборах любой ценой, где качество самой картины отходит на второй или даже десятый план, а во главу угла ставится цель - во чтобы то ни стало заманить зрителя в кинотеатр, чтобы он пришёл, отдал деньги за билет и совсем не важно, с какими он оттуда вышел ощущениями и чувствами, то такую “популярность”, на мой взгляд можно просчитать и предугадать. Это чистой воды современный бизнес, где мораль и этика, а также ответственность перед потребителем (в данном случае зрителем) не берётся в расчёт. Повторюсь, что качество картины здесь уходит на десятый план. На первый план выходят таланты продюсеров, маркетологов, дистрибьюторов и, конечно же, объёма денежной массы, которую вливают в рекламную кампанию. Если упростить схему, то для достижения такой “популярности” нужны: 1) Заманчивый постер 2) Завораживающие тизеры и затем трейлеры 3) Наличие наиболее возможного числа медийных актёров. 4) Проплаченные накануне запуска и в первый уикенд релиза фильма СМИ, блогеры и медийные лица, которые будут взахлёб расхваливать фильм. 5) Максимально возможная денежная масса, использованная в целях агрессивной рекламы. 6) Кол-во экранов, которые получает фильм. Существует ещё множество нюансов, но на мой взгляд – это основные условия. Конечно, тут нужен ум и талант продюсеров и маркетологов, а также промо-отдела, но это всё просчитываемо и вполне предсказуемо.

 

 И есть, на мой взгляд настоящая популярность картины. Это когда не тратится ни копейки на продвижение фильма, однако зрители сами советуют картину своим друзьям и близким. Активное “сарафанное радио” – это для меня лучший показатель того, что картина пришлась зрителю по сердцу. Очень хорошо это определять в соцсетях. Здорово, когда посмотрев картину, зритель нажал заветное “сердечко”, значит картина понравилась и это хорошо. Но, если зритель нажал кнопку “Поделиться”, то значит картина его очень сильно поразила, растрогала до такой степени, что он хочет поделиться с кем-то этими чувствами и это лучшее, что может быть, с моей точки зрения. Таким образом сами зрители начинают распространять картину.  Так вот если картина стала популярна не за счёт денег и торговых схем, а путём “сарафанного радио”, то лично для меня – эта популярность истинная, так, как основана не на деньгах, а на чувствах зрителей. Плохими фильмами здоровые люди обычно не делятся. Так вот такую популярность, по моему мнению, нельзя просчитать или предугадать. Но лично мы создаём картины, прежде всего с целью передать наши чувства зрителям. Поделиться нашими переживаниями, которые, как мы верим могут быть созвучны переживаниям и чувствам множества людей.

 

Есть, конечно, и третий вариант, когда классная картина соединятся с достойным маркетингом, но это в современной киноиндустрии редчайшее явление.


Москва, Рублёво-Успенское ш., 201

info@rublevka24.ru


Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!