Рублёвка — неофициальное название местности к западу от Москвы вдоль Рублёво-Успенского, Подушкинского, 1-го и 2-го Успенских шоссе, включающей часть территории Одинцовского района Московской области, застроенной дачами бывшей советской элиты, фешенебельными коттеджными посёлками и резиденциями высших должностных лиц государства.
Административно-территориальной единицы «Рублёвка» не существует, однако термин, относящийся к данной местности широко применяется в быту, в СМИ, в кинематографе, в художественной литературе и работниками агентств недвижимости. При этом к «Рублёвке» с начала XXI века всё чаще приписывают населённые пункты, которые ранее с ней никогда не ассоциировались. Например, посёлок Рублёво, по которому названо Рублёво-Успенское шоссе, в «Рублёвку» не входит.
По нынешнему Рублёво-Успенскому шоссе ездил на соколиную охоту царь Иван Грозный. Дорога
считалась «царской», по ней совершали пешее паломничество в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигород первые цари династии Романовых — Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а затем Петр
Великий и Екатерина Вторая.
Еще более 600 лет назад нынешняя Рублевка (Звенигородское шоссе) была центром гламура, пафоса и эпатажа. Тот тракт, что мы сейчас называем Рублево-Успенским шоссе, был некогда царской дорогой, значимым путем, ведущим на запад от Москвы к Звенигороду, который, в свою очередь,в определенном смысле был вторым по значимости городом в государстве (ведь если старший княжеский сын наследовал Москву, то второму сыну доставался Звенигород).
Юрий Звенигородский, который в конце 14-го века таким образом получил в наследство Звенигород, после похода на Булгарию, где разорил около 14 городов, стал одним из самых богатых людей своего времени. Он-то как раз и положил начало Царской дороге из Звенигорода в Москву...
В XVII веке большинством земель вдоль современного Рублево-Успенского шоссе владел боярин Борис Морозов, а знаменитая боярыня Морозова, запечатленная на картине Василия Сурикова, была, если можно так выразиться, «Батуриной своего времени». Для дальних путешествий у нее был «поезд», состоявший из 6 парных упряжек лошадей. И это при том, что у самого царя Алексея Михайловича царский поезд насчитывал пять пар скакунов.
Зимой путешествовали на санных упряжках и могли легко и быстро (даже быстрее, чем летом!) перемещаться по замерзшим руслам рек, где, как известно, глубокие сугробы никогда не образуются.
Отправляясь в воображаемое путешествие от стен Кремля к современному Звенигороду по Царской дороге, мы узнаём о самых интересных объектах на этом пути.
Миновав Большую Никитскую улицу в Москве, Московский зоопарк, улицу 1905 года, Мневники, Крылатское, село Раздоры, Барвиху, Жуковку, Усово и Успенское, откуда, наконец, дорога выводит напрямик к селу Введенское близ железнодорожной станции Звенигород, откуда уже совсем нетрудно добраться до Саввино-Сторожеского монастыря.
Виртуально преодолевая этот маршрут, узнаём почему Рублёвка носит такое название. По мнению историка Константина Ковалева-Случевского, связано оно с тем, что в названии «Рублёвка» проглядываются самые различные толкования:
Последнее утверждение – самое близкое к истине. Хотя подмосковное Рублёво вовсе не находится на трассе Москва – Звенигород. Так почему же оно дало название не только шоссе, но и всему региону?
Оно просто удачно «легло» для будущей легенды о «денежном рае» обитателей этого уголка Московии.
Но откуда появилось название поселка Рублёво и что оно значит? В никому не ведомом и Богом забытом поселке Рублёво когда-то строили деревянные, рубленные дома. В пользу данной гипотезы говорят и названия населенных пунктов на Рублёвке – Раздоры и Барвиха, сходные по своему звучанию с терминами, применявшимися некогда для обозначения способов обработки древесины («раздрание» и «обориха»). Вот откуда истоки названия. Ничего в нем особенного нет. Но какие последствия! С таким названием по России можно найти на карте сотни поселений. Однако ни одно Рублёво не стало столь важным и символичным центром для нашей современной истории.
В конце XVIII века вдоль дороги стали отстраиваться имения — здесь поселились 16 княжеских и 4 графских рода, в частности, Юсуповы, Шуваловы и Голицыны.
В начале XX века этот район Подмосковья не считался самым популярным и престижным для дачного отдыха, загородные усадьбы богатых москвичей строились в населенных пунктах на северо-восточном (Сокольники, Перловка) и, особенно, восточном направлении ближнего Подмосковья, например в Малаховке или Кратово, славящихся песчаными почвами и сосновыми лесами.
В 1918 году на Рублёво-Успенском шоссе появляется дача Иосифа Сталина. На спецобъекте «Зубалово-4» близ деревни Усово он прожил до 1932 года. По соседству поселились его сподвижники — Анастас Микоян, Феликс Дзержинский, Климент Ворошилов.
В 1930-е годы здесь были построены государственные дачи высших чиновников, а также
представителей советской научной и культурной элиты; пансионаты для их отдыха и санатории для лечения (например, «Барвиха», «Горки-10»). В Жуковке поселились высшие руководители НКВД в частности,
министр Николай Ежов.
В послевоенное время район был местом проживания зарубежных дипломатов, возможно, благодаря отсутствию крупных промышленных предприятий с их вредными производствами, характерных для других районов ближнего Подмосковья.
До конца 50-х годов ХХ века въезд на Рублёво-Успенское шоссе был закрыт для любознательных — движение преграждал шлагбаум.
В постсоветское время земля в окрестностях Рублёво-Успенского шоссе, примыкающая к экологически привлекательным и лесистым берегам Москвы-реки, была быстро приватизирована звёздами шоу-бизнеса, политиками, чиновниками и индустриальными магнатами.
В 90-е годы частный дом или дача на Рублёвке стал статусным атрибутом, отличающим новую буржуазную элиту России.
В замке «Майендорф», близ деревни Подушкино с 2008 г. проводятся международные встречи глав государств и некоторые другие протокольные мероприятия с участием президента России.
C ноября 2008 года официальный сайт Президента России употребляет в отношении этого объекта название «Госрезиденция „Барвиха“».
В середине 1990-х Рублёво-Успенское шоссе стало своеобразным феноменом общественно-политической жизни России, а его название приобретает ещё один, политически-криминальный оттенок.
Жизнь на Рублёвке начала ассоциироваться с достатком, земли вдоль трассы возросли в цене и оставили позади все остальные районы ближнего Подмосковья.
Появляются выражения «рублёвская жена», «олигарх с Рублёвки». Рублёво-Успенское (также и Рублёвское) шоссе — одна из первых (и чуть ли не единственная) трасс, на которых установлено видеонаблюдение и нижняя подсветка; также известна частыми задержками движения в связи с проездом высокопоставленных лиц.
В последнее время, начиная с 2006 года, начинают говорить о кризисе рублёвских земель по причине их слишком масштабной застройки, с одной стороны, и низкой пропускной способностью трассы, с другой. Этот факт вызвал перемещение активности строительства дорогих коттеджных поселков на соседнее Новорижское шоссе.
После кризиса 2008 года недвижимость на Рублевке теряла популярность, а многие владельцы стали продавать дома и уезжать за границу. По сообщениям СМИ, в 2011 году продолжился отток состоятельных жителей из Рублёвки, спрос на недвижимость снизился. К 2012 году каждый третий дом на Рублевке пустует или выставлен на продажу.
В начале второго десятилетия XXI века с вводом в строй новых торговых комплексов, сетевых супермаркетов, развитием инфраструктуры сервиса (медицинских кабинетов, парикмахерских, СПА-салонов, тренажерных залов, ресторанов, кафе, спортивных секций и т. д.), открытием частных детских учебных заведений, филиалов банков, необходимость в частых поездках у жителей Рублевки в Москву отпала.