История деревни Введенское Одинцовского района

 На месте Введенского с начала XV века существовал небольшой монастырек, а вернее, погост с церковью Введения Пресвятой Богородицы, основанный, вероятно, при удельных звенигородских князьях. В Смутное время погост был разорен и более не возобновлялся. В начале XVII века здешние земли принадлежали знаменитому князю Д.М. Пожарскому, освободителю Москвы от поляков, а затем перешли к князю И.А. Милославскому, который в 1661 году продал их окольничему Ф.К. Елизарову. Спустя всего три года Елизаров отдал свои звенигородские владения племяннику А.П. Елизарову. При нем здесь, на пустоши Першиной, впервые появилось усадебное строение — двор вотчинника, а при нем четыре крестьянских двора. Новое сельцо по имени пустоши получило название Першина.

Введенское. Усадебный дом
Введенское. Усадебный дом

 Через несколько лет Першино в качестве приданого было отдано Улите Прокофьевне Елизаровой, сестре А.П. Елизарова, выданной замуж за окольничего М.П. Головина. При новых владельцах, в 1694 году, здесь была выстроена, а точнее, возобновлена после долгого запустения, деревянная Введенская церковь, и село стало именоваться Введенским.

 

 Сыном М.П. Головина был Автоном Михайлович Головин, известный деятель раннего петровского времени, сподвижник юного царя, полковник Лейб-гвардии Преображенского полка, после смерти которого, Введенское перешло к его сыну Сергею. В 1744 году он продал имение С.В. Поздееву, а в 1769 году Введенское купил князь Н.М.Голицын, хозяин Больших Вязем. Вероятно, при нем здесь был выстроен деревянный господский дом со службами

 В 1797 г подмосковное имение Введенское, бывшее к этому времени в собственности императора Павла, получила в дар очаровательная княжна Лопухина. Здесь он посещал ее инкогнито, появляясь в сопровождении конной свиты в полумасках, о чем отец красавицы был предупрежден заранее. На коронационных торжествах Павлу указали на черноглазую брюнетку. Намекнули, будто бы томная красавица влюблена в него... Сводником выступил бывший царский брадобрей граф Кутайсов. Он же договорился с отцом девятнадцатилетней девушки, князем Петром Васильевичем Лопухиным. В угоду сентиментальности царя, всё семейство, не откладывая, переехало из Москвы в столицу. Факт появления новой фаворитки - благодатная почва для сплетен, из которых многие сплетнями были лишь отчасти. 

Усадьба Введенское. Е. Александрова, Е.Мусатова, С.Стеблова, Т.Шемшурина. Фото В.Э.Борисова-Мусатова
Усадьба Введенское. Е. Александрова, Е.Мусатова, С.Стеблова, Т.Шемшурина. Фото В.Э.Борисова-Мусатова

 Анна Петровна Лопухина увековечила  таки своё имя в нашей истории.  Как-то на балу княжна обронила перчатку. Оказавшийся рядом император первым из присутствующих мужчин поднял её, но прежде чем вернуть владелице обратил внимание на её странный терракотовый цвет. Задумавшись, Павел тут же отправил перчатку архитектору Виченцо Бренне, в качестве образца для колера строившегося Михайловского замка. Это послужило сигналом для особо рьяного проявления верноподданнических чувств.   Придворные немедля бросились перекрашивать фасады своих домов в модный цвет «перчатки Лопухиной». По Установлению о Российских Орденах от 5 апреля 1797 г орден Св.Анны стал именоваться российским. По преданию именно Павел попросил Н.Львова заняться строительством в усадьбе Введенское. Заказчиком архитектора выступал отец Анны, а само поместье, по экономическим соображениям, записали на имя княгини Екатерины Николаевны Лопухиной, её мачехи, весьма ловкой придворной интриганки…

 Усадьба задумывалась с дворцовым размахом. С высоты холма, природой сотворенной смотровой площадки, открывались  упоительные  дальние виды на Москва-реку, заречье, Саввино-Сторожевский монастырь...  Ходили слухи, за распространение которых многие поплатились, будто Павел узаконил  орден в честь своей пассии...

 «Введенское таково, что я замёрз было на возвышении, где вы дом строить назначаете, от удовольствия, смотря на окрестность, и 24 градуса мороза насилу победили моё любопытство. Каково же должно быть летом? Приложа руку к делу, место сие выйдет, мало есть ли сказать, лучшее из подмосковных. Натура в нём всё своё дело сделала, но оставила ещё и для художества урок изрядный. От начала хорошего, от первого расположения зависеть будет успех оного», - зодчий Львов вволю насладился местностью, где ему надлежало выполнить заказ князя  Петра Васильевича Лопухина,  обер-полицмейстера, только что повышенного до генерал-прокурора. Однако опытный  глаз его успел подметить, что нет здесь «хорошей воды».  Ключи тут не били вовсе, да и Москва-река лежала слишком низко. «Виды романтические составляют без воды мёртвую красоту». 

 Ну, разумеется,  изобретательный ум Львова нашёл способ все оживить и привести в движение. В архитектурном творчестве Н.А. Львов был приверженцем античной классики и итальянского архитектора XVI в. А. Палладио. Деревянный оштукатуренный усадебный дом с колоннами, отличающийся благородной простотой, флигеля, оранжереи, конюшни, пейзажный липовый парк, подъездная березовая аллея — все было мастерски вписано в окружающую природу, образовав удивительный по гармоничности ансамбль. На склоне холма, спускающегося к Москве-реке, перед парковым фасадом главного дома, была прорублена широкая «першпектива», открывающаяся на белеющий вдали древний Успенский собор на Городке и широкую речную пойму…

 Талант Львова-конструктора проявился в поисках новых строительных материалов, разработке способов землебитного строения, отопления и вентиляции зданий. Львов являлся одним из основоположников пейзажного стиля в русском садоводстве.  Большой знаток в садоводстве, Львов обогатил природу Введенского рукотворными водными сооружениями.  На месте разросшегося леса насадил парк и рощу, устроил фонтаны и цветники. По крутому откосу, обрамлённому деревьями, вниз, к запруженной речке устремил затенённую просеку. Такой же спуск был предусмотрен и по широкому зеленому партеру.  В естественном, без затей, природном окружении «гений вкуса» Николай Александрович Львов воздвиг элегантный усадебный дом, еще доампирный, с круглящимися углами, полукругом колонн, одноэтажными крыльями павильонов. Это, как и остальные постройки русского палладианца,  отличалось благородством простых форм  и мягкостью безупречных пропорций. «Зеркалом души века, быта русского» назовут потом Введенское.

Введенское. Интерьер господского дома · Усадьба Введенское
Введенское. Интерьер господского дома · Усадьба Введенское

 Когда Анна Петровна Лопухина призналась царю, что у нее имеется жених, князь Павел Гаврилович Гагарин, находящийся в то время в армии Суворова, Павел предписал генералу под каким-нибудь предлогом прислать Гагарина в столицу. Тот прибыл с известием об очередной победе войска. 8 февраля 1800 г. при дворе с необычайной пышностью было отпраздновано бракосочетание.  К свадьбе молодые получили сто тысяч рублей и огромный, роскошно обставленный дом на Дворцовой набережной в Петербурге. Незадолго до кончины Павла Лопухиной были отведены апартаменты при дворе. Жизнь Анны Лопухиной была, увы,  краткой.  Чахотка сразила  пленницу судьбы в 28 лет. Муж похоронил ее в Александро-Невской лавре, а на могиле начертал: «В память княгини Гагариной, моей супруги и благодетельницы»

 При Екатерине Николаевне Лопухиной в 1812 г по проекту умершего к тому времени Н.Львова  во Введенском был поставлен белокаменный храм с тосканской  колоннадой,  увенчанный высокой колокольней.  А. Греч писал: «В церкви старой лопухинской усадьбы — типично классической, но еще не ампирной, с круглящимися углами, колонными портиками и круглой, колоннами же обведенной колокольней — звучат отклики архитектуры Старова или даже скорее Львова. Несколько наивен в ней шпиль, завершающий колокольню, напоминающий протестантские кирки и уже издали видимый на подступах к усадьбе, в которую ведет со стороны шоссе прямая, по оси дома ориентированная въездная дорога-аллея.»

Церковь усадьбы
Церковь усадьбы

 Лопухины не долго любовались искусством Львова. В 1839 г Введенское перешло к семейству Зарецких, от них – к барону Штакельбергу.  В середине 1860-х его покупает коммерции советник, владелец кирпичного завода в Одинцове фабрикант Василий Иванович Якунчиков. Купец слыл известным меценатом, субсидировал строительство Московской консерватории.  В доме Якунчиковых не раз устраивались фортепианные вечера братьев Рубиштейнов, и сам хозяин, взяв  в руки скрипку,  нет-нет, да и предавался музицированию. Жена его, Зинаида Николаевна, урожденная Мамонтова, брала уроки у самого Скрябина, и в своей окружении почиталась за истинную меломанку.  Якунчикова обожала Введенское -   дальние дали, открывающиеся с террасы в обрамлении коринфских колонн, аллею вековых берез, крыльцо, заброшенное  кладбище. 

 Но все меняется в миг. Осенью 1883 г Якунчиковы вынуждены были продать усадьбу графу Сергею Шереметеву, между прочим, внуку знаменитой Прасковьи Жемчуговой. Тяжко переживала Мария Якунчикова продажу любимого  Введенского. Ее тянуло сюда вернуться, что она и делала почти каждое лето. Останавливалась в монастырской гостинице, работала. Однажды, художница написала «Чехлы» - тоскливое,  сумрачное,  но возможно, лучшее из своих полотен.  Началась революция. Графа Гудовича расстреляли. Введенское  национализировали.

 

 В 1918 году усадьба была подожжена. В 1919—1920 годы в ее строениях размещалась художественно-ремесленная школа-колония, организованная местными художниками В.П. Островым и СВ. Филипповым, а с 1920 года — Звенигородский историко-художественный музей имени товарища Н.И.Троцкой — жены «великого пролетарского революционера», в ту пору — заведующей Музейным отделом Наркомпроса. Из многочисленных усадеб Звенигородского уезда сюда свезли мебель, бронзу, посуду, картины. Гостиная карельской березы, кабинет красного дерева, севрский фарфор, малахитовые часы ненадолго собрались вместе, едва ли чтобы напоминать о былом, утраченном. 18 июля 1920 г. во Введенском торжественно открылся первый в Звенигородском уезде историко-художественный музей. Просуществовал он только до 1924 года и был из усадьбы выведен. Вместо него здесь открылась совпартшкола, а затем партийный санаторий. В 1935 г. здание церкви передано под зернохранилище, внутренняя отделка уничтожена. Сейчас церковь находится на закрытой территории санатория мэрии Москвы «Звенигород».


Москва, Рублёво-Успенское ш., 201

info@rublevka24.ru


Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!